Российская Газета, №144 (5520) от 06 июля 2011.
В Заполярье почти отсутствует легкая промышленность
В Мурманской области нецелесообразно развивать легкую промышленность, считают в администрации региона. Сегодня в нем зарегистрированы лишь … предприятия, производящие одежду. Однако представители бизнес-сообщества считают, что при определенных условиях продукция собственного текстильного производства найдет широкий спрос у северян.
Никель свой, одежда - нет
Как известно, экономика Мурманской области ориентирована на экспорт. Преимущественно здесь развиты добыча и переработка полезных ископаемых, производство цветных металлов, электроэнергии и химической продукции, ловля и переработка рыбы. При этом в «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2015 года» словосочетание «легкая промышленность» не фигурирует вообще. Одежда и текстиль здесь практически полностью привозные. Большинство местных предприятий, которые производили эту продукцию во времена СССР, перестали существовать. Их помещения, оборудование, земельные участки сегодня не используются или проданы под другие объекты.
По информации министерства экономического развития Мурманской области, в 2009 году в Заполярье были зарегистрированы 11 предприятий текстильной и швейной промышленности. Только 3 предприятия из их числа можно было отнести к крупным. Это социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих (текстиль, кроме одежды), швейная фабрика «Апатит» в Кировске и муниципальное предприятие «Ателье «Люкс» в Мурманске. В число прибыльных входили 9 компаний. Их выручка за год составила 239 миллионов рублей, прибыль - только 9,9 миллиона рублей, или 87 процентов к итогам предыдущего года. В январе-сентябре 2010 года они выпустили товаров и оказали услуг только на 40,2 миллиона рублей, индекс промышленного производства составил 79 процентов. В основном, они производят спецодежду и в небольшом количестве стеганые одеяла, постельное белье и трикотаж. Их продукция составляет в валовом региональном продукте такой мизер, что даже не удалось выяснить, сколько налогов они заплатили.
Покупатель хочет эксклюзива
Региональные эксперты неоднократно высказывали мнение, что именно в сфере легкой промышленности могли бы активно развиваться предприятия малого и среднего бизнеса. Однако сегодня рынок Мурманской области насыщен завозной продукцией легпрома – импортной и отечественной. Региональные власти считают, что в этих условиях малый бизнес не станет заниматься производством одежды и текстиля. Чиновники приводят в пример обувную фабрику в Мончегорске, которая обанкротилась несколько лет назад. Когда-то дешевая и качественная мончегорская обувь славилась далеко за пределами региона. Но в последние годы ее покупали, в основном, пенсионеры. Оборудование фабрики не обновлялось, и производить обувь, которая заинтересовала бы взыскательную молодежь, предприятие не могло. В итоге фабрика перестала существовать. Как сообщили в администрации Мончегорска, сейчас на ее месте торговый объект.
Тем не менее, жителей Мурманской области зачастую не устраивает качество привозной одежды и обуви. Северянки нередко жалуются на однотипность фасонов блузок, брюк, курток и платьев, продающихся в мурманских магазинах. В небольших районных центрах найти хорошую одежду и обувь еще труднее. Наиболее продвинутые покупатели все чаще пользуются услугами интернет-магазинов, а обеспеченные предпочитают ездить на шоппинг в крупные российские города или за границу. Уверенность региональных чиновников, что Мурманская область не нуждается в собственных предприятиях легкой промышленности, представляется местному бизнес-сообществу весьма спорной.
- Совсем недавно состоялся региональный конкурс качества, в котором участвовал молодой индивидуальный предприниматель, который шьет очень интересные майки, - рассказал заместитель генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Алексей Савинцев. – Его небольшое производство успешно действует. В развитии этого сектора производства есть очень большая нужда. Мурманская область граничит со странами Евросоюза – Швецией и Финляндией. А значит, есть возможность ввозить оттуда качественные ткани и оборудование. У населения все менее востребована штампованная одежда, все больше популярен индивидуальный стиль.
Взгляд на соседей
По его словам, легкой промышленности в Заполярье мешает развиваться известная беда российской экономики: ее бюрократизированность. Еще одно препятствие – дороговизна электроэнергии. Это очень важно для предприятий легкой промышленности, поскольку производить качественные вещи можно лишь на современном оборудовании. Конечно, стоит учесть, что численность населения Мурманской области снижается, молодежь стремится уехать с севера. Но, с другой стороны, Северная Норвегия (Нурланд) находится в аналогичных условиях. Общеизвестно, что эта страна, уровень жизни в которой нельзя даже сравнивать с российским, живет главным образом за счет рыбы и углеводородов. Нурланд тоже не назовешь перенаселенным. Там живет лишь около 40 тысяч человек экономически активного населения – примерно столько же, сколько в стандартном райцентре Мурманской области. Но при этом в Нурланде зарегистрировано 16 тысяч предприятий - уровень самозанятости населения там огромен. В частности, скандинавская зимняя одежда считается одной из лучших, пользуется большой популярностью.
Еще один аргумент в пользу легпрома на Севере: здесь охотно покупают товар, стилизованный под одежду коренных северных народностей, но произведенный на современном оборудовании. В Мурманске покупатели не обходят стороной свитеры из оленьей шерсти, грубоватые, но очень теплые, с орнаментом в национальном саамском стиле. Зимой в областном центре легко встретить прохожего, обутого в расшитые пимы из оленьей шкуры. Но пока этим производством занимаются лишь немногие умельцы в кустарных условиях. Но для развития этой сферы предстоит создать благоприятный инвестиционный климат, который всегда был слабым местом российской экономики. Производители текстиля отмечают, что хорошую одежду и обувь сегодня можно выпускать лишь при одном условии – если закупать за рубежом ткани, фурнитуру и нитки. Но возникает застарелая проблема плохой оборачиваемости. На решение проблем с таможней и логистикой уходят месяцы. Это бьет по производителям не только модной, и домашней одежды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий